03.05.2019
Наш “Победитель” – Ганиев Ибрагим Кашапович

Ровесник революции, наш герой родился в 1917 году селе Килинчи тогда ещё Астраханской губернии. В 19 лет вступил в ряды комсомольцев, а в армию – в 20.

«Одним из первых астраханцев по призыву партии закончил Вольское авиационно-техническое училище», – рассказывает внучка “Победителя” Галина.

Вероятно, в 1937-м и поступил в это училище. Впрочем, тогда она ещё называлась школой, и только 13 мая 1938 года приказом НКО СССР № 67 она была переименована в Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ). Интересно, что учился курсант Ганиев – как и прочие – в том числе и у известного художника Алексея Михайловича Тагаева-Сурбан, который преподавал в этом училище.

Ибрагим Кашапович ещё до Великой Отечественной понюхал пороху: воевал в Советско-финской войне 1939-1940 годов. Как кадровый офицер, с первого дня – и в последующей, главной своей войне.

Из огня – да в полымя… Первое место службы младшего военного техника Ганиева – 197-й истребительный авиационный полк (1-го формирования), который был образован в июне 41-го здесь же, неподалёку от недавно отгремевших сражений с финнами – в Ленинградском военном округе.

На 22 июня полк базировался на аэродроме под Ленинградом, входил в состав войск ПВО и находился в стадии формирования. В составе действующей армии – с 24 июня. В начале июля прибыл под Петрозаводск, в 55-ю смешанную авиационную дивизию.

resizedimage500949-Karta-iyun-oktyabr1944.png

По тем же сведениям, в октябре полк вошёл в состав 103-й смешанной авиационной дивизии и перебазировался севернее. На Сегежском аэроузле обеспечивал южный фланг Карельского фронта: основной его задачей было прикрытие бомбардировщиков, входящих в состав дивизии.

В ноябре 1941-го полк нашего героя подчинялся 14-й Армии, которая вела бои на Мурманском направлении. Вскоре, 11 ноября, командир представил механика Ганиева к первой его награде – медали «За отвагу».

1.jpg

Редко кто в начале войны получал награды, и эта далась нашему герою непросто. В декабре того же года сам начальник ВВС Карельского фронта подписал наградной лист на заявленную медаль, однако награда нашла Ибрагима Кашаповича только в марте 42-го – и уже в виде медали «За боевые заслуги». Изменения внесли в день издания общего приказа – 20 марта.

Тогда же в марте полк вошёл в состав вновь создаваемых ВВС 14-й армии: основной его задачей являлась охрана Мурманской железной дороги в районе станции Оленья от вражеских бомбардировщиков. 

О подвигах августа-октября 42-го узнаём из будущего наградного листа Ибрагима Кашаповича.

«После правительственной награды техник-лейтенант Ганиев своим звеном обслужил 536 боевых вылетов и 968 учебно-тренировочных – без единого отказа и задержки по его вине: как на земле, так и в воздухе. Матчасть, обслуживаемая звеном Ганиева, работала отлично. Восстановил 8 самолётов, повреждённых в воздушных боях. Личным составом звена заменил 10 моторов…

2.jpg

Не раз Ганиев в своей работе показывал умение, упорство и мужество. 13 августа 1942 года самолёт вернули с боевого задания: поврежденный самолёт требовал заводского ремонта. По своей инициативе тов. Ганиев отремонтировал этот самолёт на передовом аэродроме, и на 4-е сутки самолёт вылетел на боевое задание. 21 октября 1942 года был подбит самолёт в воздушном бою, и произвёл вынужденную посадку: повреждён мотор, шасси и плоскости. Вместо положенных 150 часов для ремонта, Ганиев за 50 часов привёл машину в боевую готовность».

Приказом Наркома обороны от 10 ноября 1942 года полк, в котором воевал Ибрагим Кашапович, переформировали в 197-й смешанный авиационный полк. Переформирование полка завершился 25 ноября. Здесь сведения о боевом пути нашего героя обрываются.

Встречаем техника-лейтенанта Ганиева мы уже в июне 1944-го, в 152-м истребительном авиационном полку. Любопытно, что полк этот, как и Ибрагим Кашапович, принимал участие в "Зимней войне" с финнами – возможно, наш “Победитель” встретил здесь и однополчан с той уже казалось далёкой войны… В это же время командование отмечает подвиги техника авиазвена Ганиева.

3.jpg

«С 16 по 30 июня 1944 года работал старшим техником группы самолётов "Киттихаук", выполнявших ежедневно боевую работу по разведке и штурмовке прифронтовых дорог Медвежьегорского направления. Обслужено 69 боевых вылетов без единой задержки по его вине и тех-состава. За отличный ремонт и обслуживание боевых вылетов достоин Правительственной награды – ордена “Красной звезды”».

4.jpg

6 июля Ибрагим Кашапович прикрепил к груди заслуженный орден. За сухими, казалось бы, словами о подвиге техника Ганиева скрывается огромная работа – залог победы наших лётчиков. Дело в том, что американский истребитель Кёртисс (Curtiss) Р-40, разные варианты которого более известны у нас под английскими названиями "Томагаук" и "Киттихаук", поставлялся в наши войска по ленд-лизу.

1.jpg

Среди пилотов самолёт этот получил название “чудо безмоторной авиации”, так как двигатель его не был рассчитан на суровые климатические условия северной части Советского Союза и часто давал сбои. А ведь именно на севере было дислоцировано большинство Р-40, да и сам полк нашего героя. 

О том, сколько единиц этого “чуда” безвестно спасли умелые руки техника Ганиева, а значит и пилоты самолёта – человеческих жизней, можно только догадываться... Таков был боевой путь техника-лейтенанта Ибрагима Ганиева, который мы попытались восстановить.

«Закончил службу в армии в 1958 году в звании майор технической службы, после чего с семьей вернулся в родную Астрахань», добавляет внучка “Победителя” Галина.

Делитесь и Вы именами и фото своих "Победителей", отправляя их на нашу почту trklotos@yandex.ru – и мы обязательно о них расскажем!

Поделиться в