К 395-летию образования астраханского села Чёрный Яр
395 лет назад на севере Астраханской области был основан городок Чёрный Яр. Сейчас это крупное село, районный центр, где живут люди почти 40 национальностей. Откуда взялось странное название села, как его жители сохраняют память о прошлом и что за люди в нём живут, расскажет наш корреспондент.
395 лет назад на севере Астраханской области был основан городок Чёрный Яр. Сейчас это крупное село, районный центр, где живут люди почти 40 национальностей. Откуда взялось странное название села, как его жители сохраняют память о прошлом и что за люди в нём живут, расскажет наш корреспондент.
В 1627 году на левом берегу Волги для защиты водного торгового пути от разбоев была основана военная крепость. В 1634 году её перенесли уже на высокий правый берег Волги. Называлась она Черноярской. Местные ногайцы звали её Янкала − новая крепость. С происхождением названия Чёрный Яр всё на так просто, и у краеведов есть несколько версий.
Одни говорят, что высокий берег – яр, над которым стоит село, − действительно казался чёрным. Другие передают историю о том, что раньше на берегу был рыбацкий стан, но всех рыбаков убили разбойники, и от крови погибших вода почернела. Ну а любители мистики объясняют название села тем, что в нём в старину жило много ведунов и прочих служителей чёрной магии.
Официальной считается первая версия. Она отразилась в символике Чёрного Яра. На первом гербе городка изображена чёрная гора, над ней – сабля и корона. Другой герб изображён на стеле, которая отмечает въезд в село. Здесь мы видим чёрный яр – обрыв и крепость над ним. Городок имел военное назначение. Он дополнял линию обороны, которая начиналась с Астрахани. Как всякая крепость, Черноярская тоже была окружена рвом. Краеведы говорят, что начинался он от пристани, шёл на запад и выходил на улицу Ленина, поворачивал на юг и снова сливался с Волгой. Следы этого рва сохранились на улицах села.
Старожилы помнят, что ров был глубоким, не меньше четырёх метров, и заполнялся водой. В нём даже разводили рыбу. Зимой вода замерзала, и мальчишки катались по льду на чунках.
В центре села сохранились дома купцов и мещан, построенные в XIX − начале XX веков. Многие являются памятниками истории. Сейчас в них располагаются различные учреждения и продолжают жить черноярцы.
В селе создавали бригады, которые возводили дома жителям. Местные строители старались для своих земляков так же, как и для самих себя.
Каменным свидетелем прошлого является церковь Апостолов Петра и Павла, построенная в 1786 году. До сих пор в её притворе пол вымощен плитами XVIII века. Церковь построили на деньги местных купцов-благотворителей. Их надгробия сохранились здесь же, на старинном кладбище.
Храм посещают не только православные верующие, но и молодёжь разных национальностей, чтобы узнать о местном святом – отроке Боголепе, приобщиться к красоте старинных икон. Среди них много образов Архангела Михаила – покровителя воинов. Это напоминает о военном значении Чёрного Яра. Население его с самого начала было служилым: стрельцы, казаки, солдаты.
Черноярские казаки воевали с Наполеоном, помогали тренировать калмыцкие полки, которые прошли всю Европу и были триумфально встречены в Париже.
В начале ХХ века Чёрный Яр стал важным рубежом борьбы за советскую власть. В 1919 году небольшой местный гарнизон успешно отражал атаки сил деникенцев, превосходящих его в 50 раз. В дни Великой Отечественной войны город часто бомбили.
Семеро черноярцев стали Героями Советского Союза, один – полным кавалером ордена Славы. В центре села создан мемориал в память сельчан, павших в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн.
В трудные времена наш край встречал беженцев. Многие осели в Чёрном Яре. Лидия Щербина оказалась здесь в 93 году: её с семьей эвакуировали из Грузии. С тех пор она никуда не уезжает.
О своих соседях Лидия Павловна отзывается с теплотой, никаких конфликтов, по её словам, за всю жизнь у них не было. Удивляться тут нечему: гостеприимство – одна из местных традиций. К слову, традиции жители берегут, а помогают им в этом историко-краеведческий музей, казачий центр "Патриот" и другие организации и энтузиасты. Старинный городок по-прежнему стоит над Волгой и оберегает покой этого края.
В 1627 году на левом берегу Волги для защиты водного торгового пути от разбоев была основана военная крепость. В 1634 году её перенесли уже на высокий правый берег Волги. Называлась она Черноярской. Местные ногайцы звали её Янкала − новая крепость. С происхождением названия Чёрный Яр всё на так просто, и у краеведов есть несколько версий.
Одни говорят, что высокий берег – яр, над которым стоит село, − действительно казался чёрным. Другие передают историю о том, что раньше на берегу был рыбацкий стан, но всех рыбаков убили разбойники, и от крови погибших вода почернела. Ну а любители мистики объясняют название села тем, что в нём в старину жило много ведунов и прочих служителей чёрной магии.
Официальной считается первая версия. Она отразилась в символике Чёрного Яра. На первом гербе городка изображена чёрная гора, над ней – сабля и корона. Другой герб изображён на стеле, которая отмечает въезд в село. Здесь мы видим чёрный яр – обрыв и крепость над ним. Городок имел военное назначение. Он дополнял линию обороны, которая начиналась с Астрахани. Как всякая крепость, Черноярская тоже была окружена рвом. Краеведы говорят, что начинался он от пристани, шёл на запад и выходил на улицу Ленина, поворачивал на юг и снова сливался с Волгой. Следы этого рва сохранились на улицах села.
«Вот мы находимся на улице Пушкина. Здесь центр творчества детей, обычные дома граждан, но черноярцы знают, что вот этот овраг это и есть остатки того старого рва, которым были обнесены крепости. Это напоминание о XVII веке», – отмечает старожил села Чёрный Яр, краевед Татьяна Ананьева.
Старожилы помнят, что ров был глубоким, не меньше четырёх метров, и заполнялся водой. В нём даже разводили рыбу. Зимой вода замерзала, и мальчишки катались по льду на чунках.
«Лодка, кулас был у нас. Мальчишками играли, рыбачили. Они завезут осенью сазанчиков, а мы потом зимой с удочками выходили. Нам деды, отцы показали, и мы стали рыбачить», – вспоминает старожил села Чёрный Яр Василий Марин.
В центре села сохранились дома купцов и мещан, построенные в XIX − начале XX веков. Многие являются памятниками истории. Сейчас в них располагаются различные учреждения и продолжают жить черноярцы.
В селе создавали бригады, которые возводили дома жителям. Местные строители старались для своих земляков так же, как и для самих себя.
Каменным свидетелем прошлого является церковь Апостолов Петра и Павла, построенная в 1786 году. До сих пор в её притворе пол вымощен плитами XVIII века. Церковь построили на деньги местных купцов-благотворителей. Их надгробия сохранились здесь же, на старинном кладбище.
Храм посещают не только православные верующие, но и молодёжь разных национальностей, чтобы узнать о местном святом – отроке Боголепе, приобщиться к красоте старинных икон. Среди них много образов Архангела Михаила – покровителя воинов. Это напоминает о военном значении Чёрного Яра. Население его с самого начала было служилым: стрельцы, казаки, солдаты.
Черноярские казаки воевали с Наполеоном, помогали тренировать калмыцкие полки, которые прошли всю Европу и были триумфально встречены в Париже.
«Чёрный Яр – это город боевой славы. Потому что военные кампании ХХ века прошлись по судьбам черноярцев. Как Первая мировая война, так и Вторая мировая война. В Гражданскую войну участвовали черноярцы и из числа казаков, и из числа гражданских людей. И в музее историко-краеведческом есть зал боевой славы», – говорит Татьяна Ананьева.
В начале ХХ века Чёрный Яр стал важным рубежом борьбы за советскую власть. В 1919 году небольшой местный гарнизон успешно отражал атаки сил деникенцев, превосходящих его в 50 раз. В дни Великой Отечественной войны город часто бомбили.
«Волга буквально горела, потому что по ней шла артерия, соединявшая Сталинград и прифронтовые зоны, поставлялось оружие, бойцы, боеприпасы. И вот те нещадные бомбёжки, которым подвергалась Волга, помнят черноярцы. Нельзя было напиться воды волжской, потому что вся она была смешана с соляркой, кровью, щепой. Каждый день черноярцы хоронили трупы солдатиков, которых прибивало к берегам», – рассказывает Татьяна Ананьева.
Семеро черноярцев стали Героями Советского Союза, один – полным кавалером ордена Славы. В центре села создан мемориал в память сельчан, павших в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн.
В трудные времена наш край встречал беженцев. Многие осели в Чёрном Яре. Лидия Щербина оказалась здесь в 93 году: её с семьей эвакуировали из Грузии. С тех пор она никуда не уезжает.
«Люди помогали первое время, узнали. Моя дочка хореографию преподавала в Доме культуры, потом перешла в Дом творчества. В общем, помогали, кто картошкой, кто чего, у кого что было. Подняли нас на ноги. А у меня четверо детей. Вот с ними сюда приехала я», – поделилась старожил села Черный Яр Лидия Щербина.
О своих соседях Лидия Павловна отзывается с теплотой, никаких конфликтов, по её словам, за всю жизнь у них не было. Удивляться тут нечему: гостеприимство – одна из местных традиций. К слову, традиции жители берегут, а помогают им в этом историко-краеведческий музей, казачий центр "Патриот" и другие организации и энтузиасты. Старинный городок по-прежнему стоит над Волгой и оберегает покой этого края.