На границе Астраханской области и Казахстана застряли сотни мигрантов
Сотни граждан Узбекистана скопились за последнюю неделю на границе Астраханской области и республики Казахстан. Все они возвращались домой после сезонных работ и посчитали, что транзитом смогут вернуться на родину. Однако из-за пандемии границы закрыты и люди оказались в непростой ситуации.
Близ села Ватажное, у российско-казахстанской границы, разбит так называемый автомобильный лагерь. Больше 200 машин и почти 300 человек. Все граждане Узбекистана и очень хотят домой. Кто-то пустил слух, что через пункт пропуска "Караузек" можно попасть в Казахстан, а уже оттуда − к себе на родину, в Узбекистан. Это неправда! Силы на исходе и деньги у людей тоже заканчиваются.
«Позавчера звонила: "Дочка, я вышла в дорогу − в субботу буду дома". Как я буду дома?! Никак не могу!», − говорит Махфират Жураева.
Махфират Жураева, как и сотни её соотечественников, говоря простым языком, "застряли" на границе 2-х государств, желая вернуться в Узбекистан. Более 200 человек уже вторую неделю буквально выживают в экстремальных условиях под Красным Яром. Спят в машинах, пытаются соблюдать элементарные гигиенические правила и ловят рыбу на обед в местной речке, Кривой Бузан. Например, Усмон Жоббаров у себя в Узбекистане никогда не занимался рыбалкой. На последние деньги купил удочку в ближайшем сельском магазине. Теперь ест сам и угощает рыбой друзей по несчастью.
− Сколько рыбы в день выходит
− 5-8 штук, вот так
Чужой беды не бывает. Вот и жители окрестных сёл несут жителям Узбекистана, кто чем богат: картофель, рис, молоко. Вчера привезли тушу барана.
− Всё безвозмездно, денег не берут
− Нет-нет! Безвозмездно. От души, наверное
Пожилые и молодые, а некоторые с детьми. Самому маленькому − 3 месяца. Шахло Муминова приехала в Россию вместе с мужем ещё до пандемии. Ребёнка родила, когда уже в мире действовали карантинные меры.
«Денег нету, много денег нужно. То заболел, температура, то... В Узбекистан хочу. Я в марте 2 билета покупала, 2 раза! Сдала обратно, так как границы закрыли. Вообще тяжело!», − поделилась Шахло Муминова
Есть в этом импровизированном лагере и старший − Дилшодбек Хамрокулов. Ведёт списки земляков, следит за порядком. Накануне через уполномоченного по правам человека в Астраханской области передал письмо в Москву, в надежде на помощь.
− У меня четверо детей. Только я содержу их. Кроме меня никого нету. Жена больная
Российская сторона сегодня принимает все меры для выезда жителей Республики Узбекистан на родину. Отправляются дополнительные поезда. Однако, через границу с Казахстаном в пункте пропуска на территории Астраханской области отправка людей пока не возможна. Российские пограничники пропускают граждан Узбекистана, а вот их казахстанские коллеги пока нет. Решение вопроса лежит в плоскости взаимоотношения 2-х государств − Казахстана и Узбекистана.
«Было бы очень хорошо, если бы со стороны Узбекистана республиканские, государственные органы власти выходили бы на своих коллег в Республике Казахстан и обсуждали бы этот вопрос, который на сегодняшний день мы имеем в Астраханской области, и разрешили бы. Граждане обратились через нас, просили, чтобы мы уведомили дипмиссию Узбекистана. У нас контакты есть, поэтому мы позвонили и уведомили», − сказал председатель Астраханской региональной общественной организации по сохранению и развитию узбекской культуры "Узбекистан" Баходир Аминов
Водители, бизнесмены, труженики полей − у каждого своя история, как и зачем они оказались в России. Сегодня все, как один, очень хотят вернуться к родным и друзьям. От Астрахани транзитом через Казахстан до их дома 8-10 часов пути на автомобиле. Но стрелка спидометра всё ещё на нуле, а тёплые дни на гостеприимной астраханской земле уже на исходе