В Общественной палате РФ состоялась презентация предварительных тезисов доклада ассоциации «Независимый общественный мониторинг» под названием «Выборы президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года: итоги общественного наблюдения». Этот документ, в котором представлены ключевые выводы и рекомендации по итогам мониторинга прошедших выборов, вызвал большой интерес и обсуждение среди членов Общественной палаты Астраханской области.

Руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами президента в нашем регионе Максим Терский поделился основными выводами, сделанными по итогам избирательной кампании.

Одним из важных аспектов, подчеркнутых в докладе, стало высокое участие избирателей − более 77 % граждан участвовали в голосовании, что является рекордным показателем для общефедеральных выборов в истории России. В Астраханской области этот показатель составил 84,2 %, что является впечатляющим результатом.

Доклад также отмечает отсутствие значительных нарушений избирательного законодательства, открытость и транспарентность избирательных процедур. Правовая база российских выборов была максимально обеспечена, чтобы граждане могли реализовать свое избирательное право.

Особое внимание уделено роли общественных организаций и гражданского общества в обеспечении законности и соблюдении избирательных прав граждан. Созданная общероссийская система общественного наблюдения позволила обеспечить сбор, обучение и направление на избирательные участки наблюдателей, что в свою очередь способствовало реагированию на возможные нарушения в режиме реального времени.

Во время выборов не зафиксировано значительного количества проблем, требующих немедленного решения. Общественное наблюдение через ситуационные центры в реальном времени контролировало процесс голосования, обеспечивая быстрое реагирование на возможные проблемы. Также сигналы о возникающих трудностях проверялись через Центры общественного наблюдения.

Необходимо отметить, что президентские выборы в России столкнулись с агрессивными попытками дестабилизации и дезорганизации процесса голосования со стороны «коллективного Запада» и его сторонников. Однако, благодаря эффективной работе избирательных комиссий, наблюдателей и гражданского общества, эти попытки были успешно отражены, что подтверждает стабильность и доверие к избирательной системе России.

В целом, доклад подчеркивает успешное проведение президентских выборов 2024 года в России, а также необходимость дальнейшего совершенствования процесса на основе выявленных в ходе мониторинга проблем и рекомендаций.

Система «Мобильный избиратель», пользующаяся большим спросом среди избирателей, позволяет расширить возможности участия в выборах. Обсуждается вопрос о предоставлении права подачи заявления о голосовании по месту нахождения для тех, кто не может проголосовать по месту жительства из-за срочной командировки или личной поездки. Для этого предлагается использовать списки избирателей в электронном виде.

Синхронизация и улучшение технологических алгоритмов обновления баз данных МВД России и системы регистрации избирателей повысят качество составления и корректировки списка избирателей, минимизацию рисков сбоев при подаче заявок на участие в выборах через ДЭГ или систему "Мобильный избиратель". Важно избежать ситуаций, когда граждане не находят себя в списках или обнаруживаются умершие или сменившие место регистрации лица.

В связи с непрерывными попытками внешнего давления через DDOS-атаки, актуальной остается задача усиления технической безопасности работы сайта Центральной избирательной комиссии, портала дистанционного электронного голосования, портала видеонаблюдения и цифровых сервисов в период проведения голосования и подведения его результатов.

Практика общественных штабов некоторых регионов по проведению проверок состояния помещений для голосования заслуживает распространения. Необходимо согласовать порядок и сроки таких проверок с избирательными комиссиями.

Для создания удобных условий доступа на избирательные участки для маломобильных граждан и обеспечения возможности голосования для людей с ограниченными возможностями здоровья, общественным палатам рекомендуется привлекать представителей общественных объединений инвалидов к проверкам. В случае выявления препятствий для доступа определенных категорий избирателей, целесообразно организовать волонтерскую поддержку на этих участках.

Учитывая новизну дистанционного электронного голосования для многих избирателей и возможность технических сбоев, стоит обсудить возможность для тех, кто не смог получить или правильно заполнить бюллетень, проголосовать на обычном участке. При этом необходимо предусмотреть меры, предотвращающие двойное голосование, но сохраняющие анонимность голосования в ДЭГ.

Для обеспечения центров общественного наблюдения помещениями и необходимыми коммуникациями и оборудованием, целесообразно законодательно закрепить механизм их поддержки со стороны избирательных комиссий, органов власти и других организаций. Это должно быть аналогично существующим нормам, регулирующим поддержку избирательных комиссий.

Целесообразно повышать символический статус выборов, масштабируя практику создания именных избирательных участков, названных в честь знаменитых земляков, в том числе участников специальной военной операции.

Предлагается обсудить идею о введении юридической ответственности для людей и компаний за призывы портить бюллетени и мешать выборам, а также за совершение таких противозаконных поступков.

Избирательным комиссиям и общественным палатам субъектов РФ стоит продолжать включать в свои регламенты положение о направлении представителей общественных палат на заседания комиссий для обсуждения вопросов организации выборов. Также стоит рассмотреть возможность присутствия членов общественных штабов по наблюдению за выборами и рекомендованных общественными палатами экспертов при проверке документов кандидатов и избирательных объединений.

Субъектам общественного контроля и общественным штабам по наблюдению за выборами предлагается объяснять избирателям принципы работы дистанционного электронного голосования и методов контроля за ним, используя различные информационные ресурсы. Кроме того, необходимо продолжать улучшать методы наблюдения за электронным голосованием для повышения его прозрачности и открытости.

Объединениям и представителям экспертного сообщества нужно повышать статус общественных наблюдателей, информируя население о значимости их работы.