Памятники не сносят, людей на улицу не выселяют − эти слова чиновники городской администрации повторяют, как мантру, на встречах с жителями практически в каждом районе Астрахани. Политическая игра на самой больной для региона теме − ветхом и аварийном жилье − до сих пор будоражит общество. Схема проста: сказать людям, что их дом сносят, а когда выясняется, что это не так − пропасть с радаров и без извинений. Так было с 58-м домом на Коммунистической, с Иранским подворьем, усадьбой Федорова. Продолжать можно долго, но только смысл какой? Лучше покажем…

− Вот у человека порог. Он просто проваливается под землю!
− Смотрите, что творится, а ведь здесь дети живут.

После дождя − потоп. Жизнь в этом доме на улице Чехова для них буквально страшный сон. Даже пустить нашу съёмочную группу внутрь согласились не сразу − говорят, стыдно.

− То есть у вас канализации нет?
− Нет.

«Мы здесь около 40 лет уже живём. У нас даже холодной воды нет, отопления нет. Полы все сырые, прогнившие, пахнет плесенью. Даже вся одежда провоняла плесенью», − признаётся Антонина Дмитриева.

Очевидно, что таких домов в Астрахани сотни. Вот, например, другая часть города − улица Адмирала Нахимова. Герой сюжета наших коллег из "Вести. Дежурная часть" проводит экскурсию: со стен свисает штукатурка, воды в доме нет, а пол вот-вот провалится.

− У нас вот тут пол провалился вместе с газовой плитой. Мы здесь боимся проживать.

Оба этих дома официально признаны аварийными. Звучит и так не очень оптимистично, так масла в огонь подлили ещё и слухи о массовом сносе. Якобы городские чиновники утвердили список из 2-х тысяч аварийных зданий, которые в ближайшее время сравняют с землей. Людям выплатят копейки и оставят на улице.

Аварийного и ветхого жилья в городе и правда много − этот факт никто не отрицает. Сейчас расскажем на примере. Эксперты утверждают: 1 год приравнивается к 1% износа. Соответственно, дом, которому 60 лет, изношен на 60% и автоматически считается ветхим. Таких у нас в Астрахани более 2-х тысяч.

Но снести 2 тысячи домов и выселить людей в никуда − заявление слишком громкое. В этом вопросе политики быть не должно, утверждают уже федеральные чиновники.

«Слова словами, но, например, на одной из встреч, где жители озвучили 10 проблемных адресов и были уверены, что эти дома сносят, в итоге оказалось, что 8 из них вообще в эту программу не попадают», − сказал первый заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы России Сергей Пахомов.

По факту же из этих 2-х тысяч сносу подлежат около 600 домов, утверждают официальные источники. Только им и нужно верить, говорят специалисты и добавляют: “На улице никто не останется”.

«Почему в обычной жизни люди такие недоверчивые и постоянно сомневаются в чём-то? А как только что-то касается органов власти, все сразу считают, что кто-то придёт и за них всё сделает. Им сказали: “Вас снесут”. Всё, сразу паника. А по большому счету принцип тот же самый: никому не верить, всё перепроверять и читать нормативку», − отмечает член Общественной палаты Астраханской области Анатолий Ершов.
«Если жильё, признанное непригодным для проживания, представляло угрозу, и люди обратились официально в администрацию города, то им предоставлены по договорам маневренного фонда временные жилые помещения, пока город не построит жильё для переселения из муниципальных квартир, либо не выплатит денежную компенсацию», − говорит глава МО "Город Астрахань" Мария Пермякова.

Сравним с началом 2000-х. По темпам ввода жилья мы были одними из лучших в стране. Потом показатели заметно снизились. Возродить и усовершенствовать программу пытаются уже нынешние власти города и области.

«В начале 2000-х мы на одного человека в городе вводили более 500 кв. метров. В пересчёте это был лучший российский показатель. Сейчас вводят чуть больше 200. Я думаю, что сейчас эту ситуацию изменят, потому что мы рассматриваем вопрос и знаем, что и губернатор, и мэр эту тему поднимают», − считает председатель комиссии по связям с гражданским обществом Общественной палаты Астрахани Игорь Безрукавников.

Положительные примеры уже есть − астраханцев переселяют. Лидия Чернышева когда-то жила в тесной комнате без душа и туалета. Сейчас переехала в двухкомнатную квартиру со всеми удобствами.

− Сейчас мы спим спокойно. Знаем, что ничего не рухнет, нас не зальёт, не сгорит.

Число аварийных домов с каждым годом будет становиться всё больше − окончательного списка просто не может быть, говорят городские чиновники. Поэтому они и работают на опережение, чтобы вовремя войти в федеральные программы, получить финансирование и переселять людей в новое жильё.