В Астрахань после реставрации вернулись уникальные вазы из слоновой кости
В картинную галерею в Астрахани вернулись после реставрации уникальные вазы. Эти артефакты − образцы тонкой и сложной резьбы по слоновой кости. В прошлом году они были отправлены в мастерскую Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. О том, как вазы попали в умелые руки реставраторов, кого изобразили на них мастера прошлого и что с ними будет дальше − в репортаже нашего корреспондента.
В картинную галерею в Астрахани вернулись после реставрации уникальные вазы. Эти артефакты − образцы тонкой и сложной резьбы по слоновой кости. В прошлом году они были отправлены в мастерскую Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. О том, как вазы попали в умелые руки реставраторов, кого изобразили на них мастера прошлого и что с ними будет дальше − в репортаже нашего корреспондента.
Резные вазы сделаны более 100 лет назад из бивня слона мастером из Восточной Азии. При этом неизвестно, как они попали в Астрахань. Одну подарила галерее в 1919 году художник и коллекционер Евдокия Нешмонина, вторая поступила в 1963 году. Однако вазы считаются парными, потому что выполнены в одинаковой технике, а изображения на них перекликаются. Можно рассмотреть фантастический пейзаж и сцены из китайских мифов.
Отправка уникальных предметов на реставрацию была запланирована давно. Ведь картинная галерея и центр имени академика Грабаря сотрудничают с 1940 годов прошлого века. Только за последнее десятилетие через руки реставраторов прошло более 100 предметов из галереи. Над костяными вазами трудился коллектив мастерской реставрации резной кости во главе с Ларисой Гетьман. Основную работу провела Елена Рябцева.
Реставраторы провели обеспыливание предметов, бережную очистку от загрязнений, укрепление трещин и восстановили утраты. Одной вазе сделали подставку.
Ещё остаются вопросы о месте и технике создания ваз. А посетители уже могут полюбоваться ими в экспозиции отдела зарубежного искусства картинной галереи.
Резные вазы сделаны более 100 лет назад из бивня слона мастером из Восточной Азии. При этом неизвестно, как они попали в Астрахань. Одну подарила галерее в 1919 году художник и коллекционер Евдокия Нешмонина, вторая поступила в 1963 году. Однако вазы считаются парными, потому что выполнены в одинаковой технике, а изображения на них перекликаются. Можно рассмотреть фантастический пейзаж и сцены из китайских мифов.
Отправка уникальных предметов на реставрацию была запланирована давно. Ведь картинная галерея и центр имени академика Грабаря сотрудничают с 1940 годов прошлого века. Только за последнее десятилетие через руки реставраторов прошло более 100 предметов из галереи. Над костяными вазами трудился коллектив мастерской реставрации резной кости во главе с Ларисой Гетьман. Основную работу провела Елена Рябцева.
«Первоочередная задача была рассмотреть и понять, как предметы были выполнены. Потому что восточное искусство − это загадка, просто загадка. Всё равно мы больше привыкли к нашим русским предметам, восточные встречаются не так часто, тем более с такой удивительной резьбой. Здесь и рельеф, и ажур, и гравировка», − рассказывает заведующая отделом резной кости ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Лариса Гетьман.
Реставраторы провели обеспыливание предметов, бережную очистку от загрязнений, укрепление трещин и восстановили утраты. Одной вазе сделали подставку.
«В начале 2022 года предметы были возвращены с реставрации, и сегодня мы представляем их после проведения реставрационных работ. Но не просто представляем, а ещё и пригласили нашего гостя, того человека, который руководил этой реставрацией, который представит все этапы работы. Также представим немножко результаты атрибуции этих произведений», − говорит главный хранитель Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина Татьяна Макарова.
Ещё остаются вопросы о месте и технике создания ваз. А посетители уже могут полюбоваться ими в экспозиции отдела зарубежного искусства картинной галереи.