Сегодня в Астрахани в костёле вновь пройдёт органный концерт, но не совсем обычный. Вместе с королём инструментов – органом − зазвучат и народные баян, домра, мандолина. В программе представлены произведения великих композиторов, в том числе Баха, Вивальди, Генделя. На репетиции концерта побывал наш корреспондент.

В костёле проходит репетиция. Прекрасная акустика усиливает звук. Все музыканты сосредоточены, ведь от слаженной игры зависит общее звучание произведений знаменитых композиторов. К тому же и сам концерт не совсем обычный. Классическая музыка исполняется не только на органе, но и на народных инструментах.


«Мы стали, наверное, одной командой. Всем нам было, наверное, непросто, потому что все мы работаем в разных местах. Вот Наталья Борисовна собрала нас. И каждый из нас сумел, во-первых, раскрыть свои возможности, о которых, может быть, мы даже не подозревали. Но и в то же время нащупали какую-то сущность музыки, самих произведений», − делится доцент Астраханской государственной консерватории, солист Астраханского государственного ансамбля песни и танца Дмитрий Соловьев.

"Капитан" этой необычной команды − известная в Астрахани органистка Наталья Фомичева. Это, говорят другие музыканты, была ее идея объединить столь разных исполнителей и инструменты.

«Мы, например, исполняем орган и баян в оригинале, написана соната для двух органов. И вот баян исполняет роль второго органа. Две домры играют, например, Генделя для двух скрипок и очень хорошо звучат. Вот я посмотрела на реакцию слушателей −они удивились этому звучанию и не могли понять, что это. Потому что благодаря этой прекрасной акустике в костёле всё так волшебно преображается», − отмечает управляющая благотворительным фондом "Возрождение Астраханского органа" Наталья Фомичева.

Лауреат всероссийского и международных конкурсов Сергей Соколов играет в концерте на двух инструментах − домре и мандолине. Кстати, последняя является народным итальянским инструментом. Под мандолину пели серенады в Средние века. В наше время она популярна в джазе и кельтских мелодиях. У профессора Астраханской консерватории с этим инструментом связана необычная история.

«Внуки одного из исполнителей на мандолине принесли мне инструмент и сказали, что у них дедушка умер и они не знают, что делать с этим инструментом. Я его себе взял и обещал, что я обязательно что-нибудь на нём сыграю. Получается так, что в своё время Антонио Вивальди написал несколько концертов для мандолины. И два его произведения прозвучат в нашем концерте», − говорит профессор кафедры народных инструментов Астраханской государственной консерватории, солист квартета "Скиф" Астраханской государственной филармонии Сергей Соколов.

Что касается домры, то как утверждает солистка оркестра народных инструментов филармонии Надежда Самусенко, в ней живет душа России. Ей под силу и виртуозные произведения, и нежные задушевные песни. А вот судьба у этого инструмента тяжёлая. Одни из первых исполнителей на домре − скоморохи, которые ездили из деревни в деревню, не всегда вели себя законопослушно.

«Иногда могли и путников на дороге ограбить, большой ватагой напасть. Иногда пели не очень приятные для царя и духовенства какие-то частушки, высмеивали. Поэтому домру запретили. Собрали по всей России инструменты, свезли на Москва-реку и сожгли. Три больших костра пылали. Инструмент был очень долгое время в забвении. И после того, как он уже вернулся к нам в конце XIX века, домру стали называть инструмент-феникс, потому что она, можно сказать, восстала из пепла», − рассказывает солистка оркестра русских народных инструментов имени Махова Астраханской государственной филармонии Надежда Самусенко.

И вот теперь эти инструменты вместе с органом зазвучат на концерте "Необыкновенная классика". В программе представлены произведения Баха, Вивальди, Генделя и других замечательных композиторов.