День космонавтики - особый праздник для астраханцев

День космонавтики - особый праздник для астраханцев

12.04.2013 11:57
Поделиться в
55 лет назад с космодрома Капустин Яр стартовал первый искусственный спутник Земли. А еще раньше предшественники Белки и Стрелки - местные собаки Дезик и Цыган совершили полет на баллистической ракете. Ко Дню космонавтики, который отмечается 12 апреля, наш регион имеет самое прямое отношение. Но в Астраханской области живут свидетели и непосредственные участники других знаковых событий космонавтики. Эта история произошла без малого 4 десятилетия назад, однако Виктор Киченко даже сейчас может воссоздать её поминутно. Вспоминает  плазменный след спускаемого аппарата в небе и чувство спокойствия, когда капсула прошла зону ответственности капитана второго ранга и скрылась из виду. Как выяснится позднее, это было только начало. Начало спасательной операции, вошедшей в анналы истории отечественной пилотируемой космонавтики, как первое приводнение спускаемого аппарата. По закону жанра, ситуация сложилась нештатная.
 - Виктор Киченко, руководитель спасательной операции: "Он у них опрокинулся набок, набрал воды в контейнер запасного парашюта, он почему-то открылся самопроизвольно".
Обгорелые борта, иллюминаторы - в чёрной копоти. Такой спускаемая капсула оказалась в озере Тенгиз. А в ней - экипаж экспедиции «Союз-23». Им не везло с самого начала. На этапе подготовки экспедиции командира Виталия Зудова ударило током. Его чуть не списали из космонавтов в лётчики. Старт прошёл успешно, однако на вторые сутки в ЦП стали поступать тревожные сообщения: стыковка в автоматическом режиме оказалась невозможна. А это значит досрочная посадка. 
 - Виктор Киченко, руководитель спасательной операции: "Командующий 73 воздушной армии не знал, что ему делать. Вертолётчики сидят по периметру озера, это километров 5-10, а они в центре там плавают".
Фотографии - единственное доступное документальное подтверждение той спасательной операции. Серия  существует лишь в 2-х экземплярах: в архиве ТАСС и у Виктора Киченко. На чёрно-белых снимках виден и туман, и сильный мороз того утра и чёткая слаженность действий спасателей, в то время, как вертолётчиков всему приходилось учить на ходу.
 - Виктор Киченко, руководитель спасательной операции: "Они не знают, они сухопутные вертолётчики. Он подлетает и норовит зависнуть над аппаратом. Ты что делаешь, я ему говорю. А как высаживать, спрашивает. Вот на 50 метров, а лучше всего на сто отодвинься и не дуй на него винтами".
Операция заняла считаные часы. Анализ ситуации - намного больше. Конструкторам  предстояла долгая работа.  Но важнее всего то, что очередной толчок к прогрессу обошёлся без человеческих жертв.