Проблемы рыбной отрасли Астраханской области

Проблемы рыбной отрасли Астраханской области

19.10.2015 17:36
Поделиться в

     «День рыбака» для жителей Астраханской области  - один из самых любимых и почитаемых профессиональных праздников. Во времена СССР большая часть мужского населения региона добывала рыбу. Отрасль была организованной и дотируемой на государственном уровне. За сезон на Каспии ловили до 96 тысяч тонн кильки. Флагманом рыбодобычи было предприятие "Каспрыбхолодфлот".

    «В конце 80 годов прошлого столетия у причалов  швартовалось более 20 рыбодобывающих и обрабатывающих судов. В системе Каспрыбхолодфлота  работало три тысячи человек. 1700 из них выходили в море на добычу  рыбу», - рассказывает корреспондент ГТРК «Лотос» Алексей Порядков.

Сегодня от былой славы не осталось и следа. Причальная стенка сдаётся в аренду, а оставшиеся суда бороздят другие моря. Да и большинство из них уже выработали свой ресурс. В целом по стране износ подавляющего большинства кораблей приближается к критическим - 80%. В Астраханской области решить проблему строительства новых рыболовецких судов можно. В регионе есть значительный судостроительный потенциал.

    «Судостроительный завод «Лотос» готов строить рыболовецкие суда.  Вы видите грузовой понтон. Но  в строительстве рыболовецких судов мы хотели бы предложить астраханским предприятиям кооперацию. Мы готовы изготавливать корпус судна с дальнейшим оснащением другими судостроительными заводами»,- рассказывает заместитель главного инженера судостроительного завода "Лотос" по модернизации и подготовке производства Анатолий Модестов.

    Кооперация действительно может стать реальным выходом. Стоимость изготовления  небольшого траулера составляет около восьми  млн. рублей, не считая специфической начинки. Понятно, что такие затраты самостоятельно не потянет ни одно рыбодобывающее предприятие Астраханской области. Ещё одним стимулом может стать "квота под киль", предложенная "Росрыболовством". Это своего рода долгосрочное обязательство государства перед рыбаками. Построив новые суда, те в течение 20 лет смогут стабильно ловить рыбу, получив квоту на весь этот срок. В ведомстве считают, что нужно предусмотреть преференции при распределении квот на вылов морских биоресурсов для тех, кто является собственником новых промысловых судов. Цель этой инициативы -  развитие судостроения в стране и обновление российских судов, занимающихся рыболовством. Но, по мнению специалистов, сегодня это может себе позволить, только то предприятие, которое уже имеет реальный флот и  сможет окупить кредит в несколько млн. рублей на строительство нового судна, реализовывая выловленную рыбу. Но помимо кредита есть еще проблема количества  водно-биологических ресурсов. Проще говоря, будет ли, что добывать. Так возможна ли система "квот под киль"?

      «В нашем регионе она теоритически возможна. При условии, что будет серьёзная разведка водно-биологических ресурсов Каспия. На сегодняшний день у нас такой разведки нет. И в переговорах с "Росрыболовством", когда мы просили завести сюда флот и произвести соответствующую разведку, чтобы привлечь бизнес к этой работе, данного результата не получено. Так как у нас одно рыбопромысловое судно, которое может вести разведку, и оно сегодня находится в Мурманске»,- объясняет заместитель министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Юрий Тужилкин.

    В целом в Астраханской области рыбодобывающая отрасль показывает стабильные результаты. Ведётся планомерная работа по пополнению рыбных запасов. Но сегодня ясно одно, что без строительства новых судов и принятия  жестких мер по поддержке рыбодобывающей отрасли региона на государственном уровне не обойтись.