Человек-эпоха: 96-летний астраханец помогает детям изучать иностранные языки

96-летний житель Астрахани Леонид Семёнов широко известен в ученической среде. Вот уже много лет и до сегодняшнего дня он помогает детям почувствовать красоту нескольких языков (немецкого, английского и русского). А ещё трудолюбивый полиглот разбирается в уникальных радиотехнических комплексах. И сам принимал участие в их создании. Своими взглядами на жизнь и секретами активного долголетия он поделился с нашим корреспондентом.

− Что ты можешь сказать об английских вопросах?
− Существуют 4 вида вопросов…

О своих учениках 96-летний мэтр может говорить бесконечно. Отец и сын Брызгины частые гости в доме у Леонида Семенова, а Коля не только вместе с ним закрепляет знания по английскому, но и узнаёт много нового о том, как жили люди и наша страна в былые годы.

«Стремление к жизни, если он не желает соглашаться со своим возрастом. Общение с людьми, заведение новых знакомств и работа с подрастающим поколением, передача своих навыков. Я сам был удивлён, когда я его увидел в книжном магазине, зайдя туда за учебником. Я заметил, что пожилой человек ищет какие-то учебники, книги. Когда я узнал у него возраст, конечно, устыдился, что я в своём уже возрасте начинаю унывать. Всем пример для подражания», − говорит Сергей Брызгин.
«В таком возрасте и до сих пор такой оптимистичный. Учит, знает столько языков. Он очень интересный человек», − отмечает Николай Брызгин.

Сам Леонид Владимирович − человек-эпоха. Современник Великой Отечественной, возрождения страны в послевоенные годы, развитого социализма, перестройки и дней сегодняшних. Родился он в городе Изюм советской Украины. В семье очень любили литературу, и подросток прекрасно знал 2 языка: русский и украинский. Все мечты о будущем перевернула война. Тогда Лёне было 14 лет.

«Постоянные бомбёжки, укрывались. И все "прелести" войны я на себе испытал, авианалеты и минные обстрелы. На минном поле пришлось мне как-то идти. Город переходил несколько раз из рук в руки. Отцу немножко стало легче и нас отвезли в Тамбовскую область. Возвратившись, мы не нашли нашего дома, он был вровень с землей. Мы совершенно остались ни с чем», − воспоминает Леонид Семенов.

Ему не было и 18 лет, когда призвали в армию. Два года солдат служил в Румынии и ещё 4 − в Германии. К тому времени он закончил курсы санинструкторов и работал в военном госпитале.

«У нас были санитарки все немки. Я работал в процедурной после окончания курсов санинструкторов и постоянно общался. Я в течение нескольких лет слышал каждый день немецкую речь, поэтому довольно неплохо знаю немецкий язык», − рассказывает Леонид Семенов.

После войны Леонид решил, что надо учиться дальше. Страна нуждалась в грамотных специалистах, да и сам он мечтал о знаниях. Сначала школа рабочей молодёжи, а затем физмат Харьковского университета. Молодого инженера-радиофизика направили в Днепропетровск на завод, где изготавливалась аппаратура для станции наведения ракет.

«30 лет я проработал в конструкторском бюро. Я изучал во всех учебных заведениях немецкий язык. Но на 3 курсе университета мне надо было перевести небольшую статейку с английского. Я обложился словарями, выписал все слова. И ничего не понял. Меня немножко так "заело". Я решил английский язык учить. Я закончил заочно трехгодичные курсы иностранного языка в Москве», − сообщает Леонид Семенов.

Знание языков, теперь уже четырёх, стало для него хобби. И не только. Его профессия требовала изучения различных исследований, зачастую изданных на иностранных языках, по работе над новой современной техникой.

«Вскоре после этого мы начали выпускать аппаратуру станции наведения ракет. Ракеты способны были сбить Пауэрса наши. Первые ракеты, которые дали нам возможность приструнить американцев. Они были вынуждены были отказаться от полетов над нашей страной», − объясняет Леонид Семенов.

В цехах завода и лабораториях рождалась боевая техника, уникальные радиотехнические комплексы сверхмощных радиолокационных станций систем ракетно-космической обороны. Разные города и страны, постоянные командировки. В одной из книг Леонид Семенов показывает свой портрет и фотографии, сделанные в Индонезии.

«Прилетели мы самолетом в Джакарту и там начали проверять. Нужно было исследовать, как работает наша аппаратура. Там высокое напряжение порядка 60 киловольт. Одновременно мне пришлось помогать индонезийским офицерам осваивать нашу технику. Мы начали выпускать аппаратуру на экспорт. В разные страны, а именно Египет, Сирию, Кубу, Индонезию. У нас были вот такие огромные лампы, шкафы. Теперь всё это миниатюрное. Но на то время это была передовая техника», −делится Леонид Семенов.

В Джакарте радиофизик вместе с представителями посольства СССР приветствовал советских космонавтов, а именно Терешкову, Николаева и Быковского. Там же он познакомился со студентом МГУ, который специализировался по индонезийскому языку. Оказалось, что это сын Константина Симонова − Алексей. Теперь они часто переписываются друг с другом, а Алексей Симонов подарил своему старому другу свою книгу с дарственной надписью. Но главное, понял в те годы Леонид Семенов, что лучше нашей страны нет на свете.

«Когда я побывал в Индонезии. Я решил, что всё-таки наш строй справедливый. Я видел, как молодые люди там копаются в помойках в поисках пищи. Вот это капитализм. А у нас какой справедливый и хороший строй. Можно учиться, книги бесплатные дают, образование бесплатное. Я вступил в партию», − признаётся Леонид Семенов.

Леонид Владимирович уже давно на пенсии. Но скучать не приходится. Он по-прежнему в гуще событий, окружён друзьями и учениками, которым помогает совершенно безвозмездно.

«Я не только даю язык, но и всесторонне развиваю. Проходим вопросительные слова по английскому, я тут же рассказываю о Киплинге, его стихотворение "Шесть верных слуг". Пытаюсь детей как-то воспитывать, чтобы они стали культурными людьми. Ведь сейчас ужасно, что язык русский погибает, коверкают язык. Я не знаю, что делается с культурой вообще у нас, она гибнет. И я пытаюсь, чтобы мои ученики были культурными людьми», − добавляет Леонид Семенов.

Его родители были верующими людьми. Сам Леонид в молодости в храм не ходил. Однако уже в зрелые годы купил Библию и начал кропотливо, как и всё, за что бы он ни брался, изучать.

«Я верую совершенно искренне и считаю, что Господь помогает. Я упомянул, что шёл через минное поле − это было в 1943 году. Мне пришлось идти из одного села в другое, где жили уже мои родители после эвакуации. И я увидел вот такие вот растяжки. Я знал, что это мины. Но я всё-таки решил идти. Ничего, Господь спас. Вот мне Господь всё время помогает», − считает Леонид Семенов.

А вот на вопрос, что такое счастье, Леонид Владимирович отвечает, не задумываясь.

«Для меня счастье − это быть востребованным и понятым. Чтобы тебя понимали люди. Больше мне ничего не надо, никаких там особых удобств, денег. Нужно любить людей. Не жить для себя, только беспокоиться о себе. А вот именно стараться помогать людям. Я молюсь Богу, я всегда молюсь за всех. Я стараюсь всем помогать. И это помогает мне самому укрепляться. У меня, конечно, в таком возрасте много болезней всяких, но я пытаюсь их отвергать, как-то не думать о них. А думать больше о людях, о нашей стране многострадальной. Сколько пришлось России выносить. И сколько сейчас приходится терпеть. Я очень люблю нашу Родину», − рассуждает Леонид Семенов.

И ещё Леонид Семенов считает, что 96 лет − это возраст, когда надо не только подводить итоги, но и думать о будущем. Ведь жизнь преподносит столько интересных сюрпризов. Кто знает, что впереди.

Читайте также