Морской маяк посреди астраханской степи: как было построено уникальное сооружение
Главное
-
17 января в 18:18Астраханские автобусы будут курсировать в Крещенскую ночь
-
17 января в 15:39В Астраханской области могут ввести запрет на вылов щуки и сома
-
16 января в 19:07Астраханские строители отремонтировали 23 многоквартирных дома и две школы в ЛНР
-
16 января в 18:45Астраханская область вошла в число лидеров по переселению из аварийного жилья по ЮФО
-
16 января в 17:57Астраханский фотограф получил 12 лет колонии строгого режима
Село Вышка в Астраханской области получило наименование в честь сооружения, которое раньше служило для нужд морского судоходства. Вот только море отсюда давно ушло и теперь посреди степи стоит морской маяк.
В Лиманском районе нашей области есть село Вышка. Само слово "вышка" значит высокое, приметное сооружение, а в данном случае и вовсе – маяк. Путешественник действительно уже издалека видит это сооружение, к тому же, это самый настоящий морской маяк. Вот только никакого моря поблизости нет. Да ещё и маяк в народе прозвали Петровским. Здесь явно есть, над чем задуматься.
Однако всё объясняется просто. На Каспии был остров Четыре Бугра или Четырёхбугорный. Его описывали в XVII-XVIII веках путешественники и учёные. Остров был перевалочным пунктом для торговых караванов и рыболовных ватаг. Летом 1669 года здесь закрепился отряд Степана Разина после похода к берегам Ирана.
По-настоящему важным это место стало с тех пор, как государство обратило внимание на развитие военного и торгового судоходства. Сделано это было уже в XVIII веке во времена правления Петра Великого. В 1722 году здесь, у острова Четыре Бугра, побывал сам Пётр I, направляясь с военной флотилией в Персидский поход. Астраханский губернатор Артемий Волынский получил от царя задание основать на этом месте крепость и маяк. Волынский устроил здесь земляную крепость с "перспективой", то есть, маяком, и "для морских судов гавань". Так выполнялись пожелания монарха. Первый деревянный маяк достроили к 1741 году.
В 1740-е годы на острове возвели военные укрепления, вокруг которых вырос населённый пункт, названный в честь маяка – Вышка. В составе губернии появилась даже Вышкинская волость.
Постепенно место стало очень важным: из-за малых глубин здесь, в дельте Волги, приходилось разгружать большие тяжёлые суда на двенадцатифутовом рейде, именно у острова Четырёхбугорного. Такая тут была глубина – 12 футов, то есть, чуть более 3,5 метров.
С 1854 года в главном русле Волги стали углублять дно, создавая судоходный канал. И на месте старой деревянной "перспективы" решили соорудить новый маяк. Строить начали в 1872 году, и через 4 года новый маяк был готов. Теперь это было добротное кирпичное сооружение. Оно и сохранилось до сих пор. Как писали в путеводителях, свет маяка был виден за 35 верст. Он шёл от светооптического аппарата системы Френеля, который давал постоянный огонь с проблесками.
На рубеже 20-30-х годов прошлого века море отсюда отступило, и единственным напоминанием о нём служит маяк. Утратив своё значение, он стал ненужным и мог быть разрушен. Но его спасло умение строителей, которые связали кирпичи настолько крепким раствором, что маяк не смогли ни разобрать, ни сломать.
Маяк – 8-гранная башня, которая сужается кверху. На вершину ведёт внутренняя винтовая лестница. Такое необычное место обрело и свои легенды. Жители говорят, что если копать землю у маяка, то непременно найдешь крупные камни. Их везли сюда корабли по приказу Петра I, чтобы укреплять остров. Каждому судну полагалось привезти 20 камней.
Знак в виде пирамидки, выкрашенный красной краской, связывают с трагической историей любви. Этот объект имеет техническое назначение, но жители называют его памятником герою-любовнику. По легенде, в советское время на одном предприятии мужчина встречался сразу с несколькими женщинами. Узнав о таком предательстве, дамы заманили незадачливого Казанову на вершину маяка и сбросили вниз. Вот так, якобы, и появился этот памятник.
Сейчас маяк просто оригинальное сооружение с богатой историей. До побережья Каспия отсюда почти 30 километров. И моря теперь не разглядеть даже со смотровой площадки на самой вершине маяка.
В Лиманском районе нашей области есть село Вышка. Само слово "вышка" значит высокое, приметное сооружение, а в данном случае и вовсе – маяк. Путешественник действительно уже издалека видит это сооружение, к тому же, это самый настоящий морской маяк. Вот только никакого моря поблизости нет. Да ещё и маяк в народе прозвали Петровским. Здесь явно есть, над чем задуматься.
Однако всё объясняется просто. На Каспии был остров Четыре Бугра или Четырёхбугорный. Его описывали в XVII-XVIII веках путешественники и учёные. Остров был перевалочным пунктом для торговых караванов и рыболовных ватаг. Летом 1669 года здесь закрепился отряд Степана Разина после похода к берегам Ирана.
По-настоящему важным это место стало с тех пор, как государство обратило внимание на развитие военного и торгового судоходства. Сделано это было уже в XVIII веке во времена правления Петра Великого. В 1722 году здесь, у острова Четыре Бугра, побывал сам Пётр I, направляясь с военной флотилией в Персидский поход. Астраханский губернатор Артемий Волынский получил от царя задание основать на этом месте крепость и маяк. Волынский устроил здесь земляную крепость с "перспективой", то есть, маяком, и "для морских судов гавань". Так выполнялись пожелания монарха. Первый деревянный маяк достроили к 1741 году.
В 1740-е годы на острове возвели военные укрепления, вокруг которых вырос населённый пункт, названный в честь маяка – Вышка. В составе губернии появилась даже Вышкинская волость.
Постепенно место стало очень важным: из-за малых глубин здесь, в дельте Волги, приходилось разгружать большие тяжёлые суда на двенадцатифутовом рейде, именно у острова Четырёхбугорного. Такая тут была глубина – 12 футов, то есть, чуть более 3,5 метров.
С 1854 года в главном русле Волги стали углублять дно, создавая судоходный канал. И на месте старой деревянной "перспективы" решили соорудить новый маяк. Строить начали в 1872 году, и через 4 года новый маяк был готов. Теперь это было добротное кирпичное сооружение. Оно и сохранилось до сих пор. Как писали в путеводителях, свет маяка был виден за 35 верст. Он шёл от светооптического аппарата системы Френеля, который давал постоянный огонь с проблесками.
– Маяк в Вышке даже попал в знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона. Именно там была указана его высота – 28 саженей, что значит, 60 метров. То есть практически 20-этажный современный дом. Местные жители ошибочно называют маяк Петровским, считая, что его построили непосредственно перед приездом Петра I. Они ошибаются, однако, не слишком сильно. Потому что мы знаем, что первое сооружение на этом самом месте действительно построили по приказу этого царя.
На рубеже 20-30-х годов прошлого века море отсюда отступило, и единственным напоминанием о нём служит маяк. Утратив своё значение, он стал ненужным и мог быть разрушен. Но его спасло умение строителей, которые связали кирпичи настолько крепким раствором, что маяк не смогли ни разобрать, ни сломать.
– Будучи заброшенным, маяк стал местом проведения досуга для местной молодёжи, которая собиралась здесь, танцевала и, конечно же, покрывала надписями и рисунками стены. После распада СССР маяк вновь оказался востребованным. Теперь уже пограничниками. Здесь прошла граница с теперь уже независимым Казахстаном, а в Вышке расположился пограничный отряд и застава. С маяка, как самого высокого сооружения, отлично просматривалась местность и велось наблюдение. Также отсюда координировались действия Каспийской военной флотилии. В настоящее время маяк опять бездействует и находится в муниципальной собственности Лиманского района.
Маяк – 8-гранная башня, которая сужается кверху. На вершину ведёт внутренняя винтовая лестница. Такое необычное место обрело и свои легенды. Жители говорят, что если копать землю у маяка, то непременно найдешь крупные камни. Их везли сюда корабли по приказу Петра I, чтобы укреплять остров. Каждому судну полагалось привезти 20 камней.
Знак в виде пирамидки, выкрашенный красной краской, связывают с трагической историей любви. Этот объект имеет техническое назначение, но жители называют его памятником герою-любовнику. По легенде, в советское время на одном предприятии мужчина встречался сразу с несколькими женщинами. Узнав о таком предательстве, дамы заманили незадачливого Казанову на вершину маяка и сбросили вниз. Вот так, якобы, и появился этот памятник.
Сейчас маяк просто оригинальное сооружение с богатой историей. До побережья Каспия отсюда почти 30 километров. И моря теперь не разглядеть даже со смотровой площадки на самой вершине маяка.