В Астрахани энтузиасты создали каталог городских мозаик
Главное
-
29 ноября в 20:58Астраханская область – в тройке лидеров в ЮФО по улучшению качества коммунальных услуг
-
29 ноября в 20:11В Астраханской области на 19% снизилось число природных пожаров
-
29 ноября в 19:26В Астрахани вручили госнаграды семьям погибших участников СВО
-
29 ноября в 18:04В Астрахани капитально отремонтируют Новый и Старый мосты
-
29 ноября в 16:21Игорь Бабушкин прокомментировал ситуацию со сбоями GPS-навигации в Астрахани
Астрахань привыкли называть «городом мостов», «городом на воде» и даже «городом башен», но оказывается его вполне можно называть еще и «городом мозаик». Красочные панно из кусочков керамики и смальты украшают многие здания города, но каждый из нас порой проходит мимо, не обращая на них внимания. А ведь они – свидетели важного периода нашей истории и несут много интересной информации. Какую именно, расскажет наш корреспондент в рубрике "Непривычная Астрахань". Посмотреть видео можно ниже.
В Астрахани сохранилось много советских мозаик, в основном, снаружи зданий. Много мозаики появилось в 70-е годы XX века. В стране шло массовое строительство по типовым проектам. Огромные фасады новостроек стали украшать мозаичными панно. Их делали из глазурованной керамической плитки, реже – из смальты, похожей на цветные камешки. Мастера использовали все оттенки зеленого и синего, желтого и красного, фиолетовый, белый, коричневый и черный цвета.
Изображения сложные и заставляют зрителя размышлять. Их эскизы рисовали Николай Кулагин, Валерий Сорокин, Мария Востокова и другие члены Союза художников.
Мозаики Астрахани можно разделить на группы. Первая посвящена советским профессиям и успехам народного хозяйства.
Например, панно «Сборщица винограда» украшает стену жилого дома на улице Ботвина. Его первый этаж занимал универсам "Первомайский". В нем был отдел фруктов и овощей, так что мозаика поясняет назначение постройки.
На улице Бориса Алексеева мозаика отмечает рубеж в строительстве типового жилья. На стене панельной пятиэтажки изображена рука, которая держит дом, рядом – даты и надпись «двухсотый».
На улице Савушкина в советское время был универсальный магазин «Юбилейный». Его стену украсили мозаикой с рыбой и птицами, хлебом и галантерейными товарами.
На рынке Большие Исады сохранилось полихромное панно «Плодородие», которое украшает фасад старого хлебозавода. Сейчас в здании работает администрация рынка. Мозаика сохранилась в хорошем состоянии.
Мозаика на стене КаспНИРХа посвящена его сотрудникам – ихтиологам. Рядом с ними изображены сейнер и рыбы, приборы и перфоленты для первых электронно-вычислительных машин.
Вторая группа мозаик – символическая, которая воспевает отвлеченные понятия, явления и события.
Панно в виде герба со всадником-красноармейцем в плаще – это первая эмблема нашего театра юного зрителя. В 1968 году ему присвоено почетное звание «Театр юного зрителя имени 50-летия комсомола», о чём и сообщает изображение.
На стене панельного дома на улице Красноармейской есть мозаики из белой и фиолетовой плитки. Одна изображает серп, молот и надпись «Труд», вторая – голубя и надпись «Мир».
Мозаику к 30-летию победы над фашизмом сделали на улице Богдана Хмельницкого по эскизу художника Юрия Вострикова. Этому цветному панно уже 48 лет.
Много информации скрыто в мозаике «Альма Матер» на фасаде медицинского университета. Здесь изображены врачи и пациенты, змея с чашей – символ медицины, и факел – намек на изречение «Светя другим, сгорю сам».
Огромные панно украшают 9-этажные дома на улице Звездной. Они связаны с юбилеем революции. Первая композиция состоит из черных и белых квадратов и называется просто «Черное и Белое». Второе панно – «Производство» − это фантазия художника на тему добычи руды, выплавки металла и работы советских заводов. Третье изображение называется «Звезда» и посвящено символике советского государства. Последняя мозаика «Аврора» изображает главные символы октябрьской революции.
Еще одна группа мозаик посвящена астраханской жизни. Яркий пример – панно на бывшем Доме быта села Началово, пригорода Астрахани. Левая часть панно называется «Началово». Она изображает его русских жителей: девушку с вышивкой, женщину с прялкой, мужчину-труженика и мальчика с книгой. Правая часть панно называется «Астрахань». На фоне кремля стоят русская девушка с караваем, казашка с домброй и татарка с гармоникой.
Мозаичный «Капитан за штурвалом» украшает стену здания Волго-Каспийского рыбопромышленного колледжа на набережной Волги
Особого внимания заслуживают мозаики микрорайона имени XX лет Октября. Здесь создали много однотипных арт-объектов на улицах Капитана Краснова и Николая Ветошникова. Сделаны они из непрозрачной цветной смальты.
В Астрахани энтузиасты создали каталог мозаик города и области. Фотограф-краевед Валерий Маслов разработал их интерактивную карту.
Еще одной акцией ценителей истории стал субботник по расчистке мозаичных остановок на «Десятке». Его результаты заметны до сих пор.
По просьбе энтузиастов администрация города разместила на остановках доски для объявлений и урны для мусора.
Кстати, остановка «Авангард» стала прототипом уникального сувенирного значка. Его сделал Валерий Маслов, который создает значки с изображениями памятников Астрахани.
Вот так подогревается интерес к необычной странице истории астраханской архитектуры.
– Когда в нашей стране была установлена советская власть, важной частью новой культурной политики стало развитие монументальной пропаганды. Иными словами, повсюду стали устанавливать скульптуры, стелы и арт-объекты, которые прославляли новый строй, труд на благо родины и значимые исторические события. Для этого активно стали использовать древнее искусство мозаики.
В Астрахани сохранилось много советских мозаик, в основном, снаружи зданий. Много мозаики появилось в 70-е годы XX века. В стране шло массовое строительство по типовым проектам. Огромные фасады новостроек стали украшать мозаичными панно. Их делали из глазурованной керамической плитки, реже – из смальты, похожей на цветные камешки. Мастера использовали все оттенки зеленого и синего, желтого и красного, фиолетовый, белый, коричневый и черный цвета.
Изображения сложные и заставляют зрителя размышлять. Их эскизы рисовали Николай Кулагин, Валерий Сорокин, Мария Востокова и другие члены Союза художников.
Мозаики Астрахани можно разделить на группы. Первая посвящена советским профессиям и успехам народного хозяйства.
Например, панно «Сборщица винограда» украшает стену жилого дома на улице Ботвина. Его первый этаж занимал универсам "Первомайский". В нем был отдел фруктов и овощей, так что мозаика поясняет назначение постройки.
На улице Бориса Алексеева мозаика отмечает рубеж в строительстве типового жилья. На стене панельной пятиэтажки изображена рука, которая держит дом, рядом – даты и надпись «двухсотый».
На улице Савушкина в советское время был универсальный магазин «Юбилейный». Его стену украсили мозаикой с рыбой и птицами, хлебом и галантерейными товарами.
На рынке Большие Исады сохранилось полихромное панно «Плодородие», которое украшает фасад старого хлебозавода. Сейчас в здании работает администрация рынка. Мозаика сохранилась в хорошем состоянии.
Мозаика на стене КаспНИРХа посвящена его сотрудникам – ихтиологам. Рядом с ними изображены сейнер и рыбы, приборы и перфоленты для первых электронно-вычислительных машин.
Вторая группа мозаик – символическая, которая воспевает отвлеченные понятия, явления и события.
Панно в виде герба со всадником-красноармейцем в плаще – это первая эмблема нашего театра юного зрителя. В 1968 году ему присвоено почетное звание «Театр юного зрителя имени 50-летия комсомола», о чём и сообщает изображение.
На стене панельного дома на улице Красноармейской есть мозаики из белой и фиолетовой плитки. Одна изображает серп, молот и надпись «Труд», вторая – голубя и надпись «Мир».
Мозаику к 30-летию победы над фашизмом сделали на улице Богдана Хмельницкого по эскизу художника Юрия Вострикова. Этому цветному панно уже 48 лет.
Много информации скрыто в мозаике «Альма Матер» на фасаде медицинского университета. Здесь изображены врачи и пациенты, змея с чашей – символ медицины, и факел – намек на изречение «Светя другим, сгорю сам».
Огромные панно украшают 9-этажные дома на улице Звездной. Они связаны с юбилеем революции. Первая композиция состоит из черных и белых квадратов и называется просто «Черное и Белое». Второе панно – «Производство» − это фантазия художника на тему добычи руды, выплавки металла и работы советских заводов. Третье изображение называется «Звезда» и посвящено символике советского государства. Последняя мозаика «Аврора» изображает главные символы октябрьской революции.
Еще одна группа мозаик посвящена астраханской жизни. Яркий пример – панно на бывшем Доме быта села Началово, пригорода Астрахани. Левая часть панно называется «Началово». Она изображает его русских жителей: девушку с вышивкой, женщину с прялкой, мужчину-труженика и мальчика с книгой. Правая часть панно называется «Астрахань». На фоне кремля стоят русская девушка с караваем, казашка с домброй и татарка с гармоникой.
Мозаичный «Капитан за штурвалом» украшает стену здания Волго-Каспийского рыбопромышленного колледжа на набережной Волги
Особого внимания заслуживают мозаики микрорайона имени XX лет Октября. Здесь создали много однотипных арт-объектов на улицах Капитана Краснова и Николая Ветошникова. Сделаны они из непрозрачной цветной смальты.
В Астрахани энтузиасты создали каталог мозаик города и области. Фотограф-краевед Валерий Маслов разработал их интерактивную карту.
«Мне захотелось все это как-то скомпоновать, и я тогда сделал сайт, страничку на нем, которая называется “Карта мозаик Астраханской области”. Сначала я размещал там свои мозаики, потом прикрутил форму, чтобы можно было отправлять туда свои фотографии. И люди начали делиться, указывать адрес, свое авторство. Я, соответственно, все это тоже указываю, наношу на карту, и так вот проект потихонечку живет», – рассказывает автор проекта «Мозаики Астрахани и Астраханской области» Валерий Маслов.
Еще одной акцией ценителей истории стал субботник по расчистке мозаичных остановок на «Десятке». Его результаты заметны до сих пор.
«Это предложила моя жена. Она говорит, вот остановки, давай попробуем их помыть. И мы просто кинули клич среди знакомых, среди жителей, и набралось какое-то небольшое количество людей. Мы отмыли сначала вот эту остановку. Люди, которые ходили мимо, нас спрашивали, удивлялись, кто-то критиковал», – вспоминает Валерий Маслов.
По просьбе энтузиастов администрация города разместила на остановках доски для объявлений и урны для мусора.
Кстати, остановка «Авангард» стала прототипом уникального сувенирного значка. Его сделал Валерий Маслов, который создает значки с изображениями памятников Астрахани.
Вот так подогревается интерес к необычной странице истории астраханской архитектуры.