В Астраханской области на Волго-Каспийском канале завершается зимняя навигация

В Астраханской области на Волго-Каспийском морском судоходном канале завершается зимняя навигация. По данным регионального филиала "Росморпорта", только к первой декаде марта до чистой воды на южном Каспии проведено 625 транспортных судов. Как 3 ледокола ведут проводку транспортных караванов - расскажем в нашем материале.

Белая шапка снега пополам с ледяной кашей, а у причала астраханского филиала "Росморпорта" редкие чёрные глаза майн − это мартовская картинка акватории морского порта Астрахань. На внутреннем рейде 6 транспортных сухогрузов ждут своего часа. А у причала "под парами" готовится к очередной проводке ледокол "Капитан Букаев". Швартовы отдали уже в сумерках.

Формировать транспортный караван начали при свете судовых прожекторов. Лавировать в ледовом месиве сложно − это ещё хуже, чем ломать крепкий ледовый панцирь, уверяют в группе лоцманов астраханского морского ведомства. Без них не обойтись. До чистой воды почти 200 километров, а вся акватория канала в ледяной одежде.

− Зима сложная, лёд тяжёлый, подмерзание судов мешает.

Каждый сухогруз взял на борт своего лоцмана. Стоять нельзя, только вперёд или вмёрзнешь. К ночи всё же удалось вытащить суда из ледяной каши и сформировать караван. На капитанском мостике народ опытный, не раз проверенный в деле, видели и помнят ледовую навигацию 5-летней давности с крутым льдом. Но подобных морозов, перепадов температур, нагонных ветров с обмелевшего Каспия мореходы ещё не знали. Ночную вахту, как правило, держит капитан. Роман Орлов начинал свою морскую карьеру на Средиземном море простым матросом. Вырос до капитана самого мощного ледокола на Каспии.

«Низкий температурный режим спровоцировал льдообразование. В этом году впервые за последние 5 лет у нас на море наблюдалось интенсивное льдообразование, самые тяжёлые участки у нас − это 140 и 170 км. Здесь происходит наслоение льда и его торошение. Все 3 ледокола загружены на полную мощность. Работаем круглые сутки», − говорит капитан ледокола "Капитан Букаев" Роман Орлов.

Мощные дизельные установки в тысячи лошадиных сил позволяют пройти без особых помех ледовый панцирь метровой толщины, гордятся механики машинного отделения. Силовой установки на гребных валах 3 тысячи кВт достаточно для ледовой проводки караванов.

«6 тысяч лошадиных сил, в киловаттах это 1,5 тысячи на каждую установку. В составе флота 3 ледокола: 2 нашего проекта и один мелкосидящий ледокол "Капитан Мецайк"», − рассказывает главный механик ледокола "Капитан Букаев" Виктор Сидоренко.

На штурм ледяной реки бросили 3 судна. Они сразу проявили себя в челночных рейсах от чистой воды на южном Каспии до городского рейда в Астрахани. Экипажи ледоколов готовы к любой внештатной ситуации. Сухогрузы на мелководье или попавшие в ледяную ловушку приходится брать на буксир, пояснил боцман ледокола.

− Эта часть, 109 и 117 км, это остров Искусственный, самая тяжёлая часть пути на сегодня, приходится буксировать.

Особенно через раскатную часть канала до выхода в море. Возвращались обратно на ледоколе "Капитан Чечкин". И снова шли в сумерках по приборам. В кильватере огромный караван в 13 сухогрузов до акватории морского порта Астрахань.

«В этот зимний период количество судов возросло в разы, наблюдается увеличение с иранской линии, очень много иранского флота стало», − отметил капитан ледокола "Капитан Чечкин" Алексей Неводчиков.

Зимняя навигация началась рано, в первых числах декабря. Количество судов значительно выросло. Везут лес, металл, кукурузу, хлебное и кормовое зерно, масло. Много судов под флагом Ирана − поставляют фрукты, строительный камень. Через Арабские Эмираты везут автомобили и запчасти.

«На сегодня проведено уже 650 судов. Сейчас зимняя навигация продолжается, поэтому это ещё не окончательный результат. На 40% увеличилось количество судов, соответственно возросло и количество ледокольных проводок, что свидетельствует о востребованности данной транспортной артерии и её развитии», − считает заместитель директора астраханского филиала "Росморпорта" Геннадий Хрипунов.

А это, в первую очередь, дноуглубительные работы, чтобы обеспечить проходку транспорта с осадкой не менее 4,5 метра − это идеальная отметка. Такую задачу поставил перед руководством и сотрудниками морской транспортной отрасли президент России Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию. Уже в этом году на дноуглубительных работах в Волго-Каспийском морском судоходном канале будет задействовано до 17 земснарядов. 4 земснаряда планируют строить под ключ в цехах завода "Лотос". В марте уже будет завезён металл.

Читайте также