− Это один из рыбных заводов Астраханской области. Уже несколько месяцев большая часть флота стоит без дела. Такого астраханские рыбаки не видели никогда! Даже учитывая, что это одно из самых богатых рыбных мест, проблем с уловом воблы здесь никогда не было. Сегодня картина совсем не радует.
О былых масштабах говорить не приходится. Рыбаки бьют тревогу: вобла на грани исчезновения.
«Плоховаты уловы в этом году. В основном, лещ, судак попадается немножко, сом. Воблы нет, осенью вообще её нет, да и весной не было почти», − делится звеньевой Сергей Бобровский.
«Одно предприятие может поймать 20 тонн, другое − 10, третье − 8. Уже как раньше − 200-300 тонн − таких уловов уже нет. Значительно меньше стало воблы», − говорит директор рыбодобывающего предприятия Павел Борисов.
Силы природы на исходе. В борьбе с человеком и бездумной хозяйственной деятельностью у рыбы практически нет шансов. Учёные подводят неутешительные итоги весеннего половодья и называют пугающие цифры.
«Максимум, в прошлом веке добывали 132 тысячи тонн. Сейчас только рекомендуется к вылову менее тысячи тонн, то есть это добычей даже не назовёшь. Таким образом, запасы воблы упали в 132 раза», − отмечает заместитель руководителя федерального Агентства по рыболовству Василий Соколов
Ветераны ловли вспоминают времена, когда вобла сама выбрасывалась на берег. Тогда её называли "бешеной селёдкой". Рыба шла на нерест миллионными косяками, работой были обеспечены тысячи промысловиков.
У проблемы есть две основные причины. Первая − браконьеры, которые не щадят даже мальков и вылавливают в неподдающихся пониманию объёмах. Но главное − это нехватка воды. Рыбе элементарно не дают отнереститься, икра остаётся сохнуть на траве. Сейчас популяция воблы подошла к своему критическому пределу − 20 тысяч тонн.
«Сейчас мы подошли к очень опасной границе. Запасы составляют всего 23 тысячи тонны. Мы находимся на грани того, что воблу могут запретить ловить совсем», − рассказывает президент ассоциации рыбопромысловых предприятий "Каспрыба" Андрей Маркин.
И это уже не просто предложение. Это реальная мера, которая, как считают учёные, позволит хоть немного восполнить запасы.
«В начале апреля нужно согласиться на запрет в течение 10 дней, чтобы наиболее крупные производительные особи прошли и отнерестились», − считает Андрей Маркин.
В Астрахани уже готовят соответствующий проект. Это своего рода задел на будущее, чтобы вобла осталась не только на страницах истории, но и в акваториях.