Ровно в 8 часов утра микроавтобус отъезжает от центра “Коррекция и развитие”. Конечная точка маршрута − посёлок Володарский. В машине команда детских специалистов: логопеды, дефектологи и психологи. Их там уже ждут.
− Выпрямляйся, смотри на меня.
Сразу по приезде − первое занятие, ведь всё расписано по минутам. Специалисты помогают особенным детям с ментальными и физическими нарушениями. Упражнения направлены на развитие речи, моторики и даже корректировку эмоций.
− Этот аппарат называется ЭЭГ-БОС. Работает как биологически обратная связь с ЭЭГ-ритмами. Например, в данном случае мы работаем над бета-ритмами, когда нужно сосредоточиться, сконцентрироваться.
Всё это часть нового проекта "Мобильный микрореабилитационный центр". Его реализуют в рамках гранта фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Астраханский регион один из не многих в стране, где взяли на себя такую ответственность. Это ещё один важный шаг на пути к повышению доступности помощи на селе.
«Родители, у которых нет финансовой или физической возможности ехать в областной центр для получения реабилитационных услуг, очень рады возможности получать эффективную помощь от астраханских специалистов», − отмечает заведующая отделением по работе с семьей и детьми ГБУСОН АО "Комплексный центр социального обслуживания населения Володарский район" Рузанна Махамбетова.
Сначала специалисты проводят комплексную диагностику маленьких пациентов, выявляют трудности и только потом приступают к реабилитации.
«Иногда кажется, что причина очень проста, лежит на поверхности. Родителям зачастую кажется, что ребёнку достаточно просто поставить звуки. Но наша задача − выявить, почему так случилось, докопаться до механизма нарушения», − объясняет учитель-логопед Юлия Дубинина.
«Это дети, мне кажется, им в любом случае можно чем-то помочь. Даже в тяжёлых случаях мы помогаем. И маленький шажок вперёд в развитии − это для нас и для ребёнка большая победа. Никогда нельзя опускать руки», − подчёркивает специалист по реабилитации инвалидов и развитию движения, учитель-дефектолог Юлия Смагина.
В Астраханской области проект реализуют уже второй год. Положительный эффект отмечают, прежде всего, родители особенных детей. И важно, что помощь не ограничивается выездными услугами, а продолжается и после курса.
«С родителями мы потом взаимодействуем в течение 3 месяцев, сопровождаем семью, оказываем консультационные услуги в дистанционном формате. И кроме этого, мы обучаем родителей взаимодействовать с детьми в домашних условиях и обучаем родителей навыкам развивающего ухода», − говорит заместитель директора научно-практического центра реабилитации детей "Коррекция и развитие" Ирина Рахманина.
Пока в проекте участвуют 4 района: Наримановский, Лиманский, Красноярский и Володарский. Но уже в ближайшем будущем помощь может прийти и в отдалённые муниципалитеты.