Астраханский психолог дала советы первокурсникам по адаптации к обучению вузе

Идёт второй месяц учёбы. Тем временем первокурсники продолжают адаптироваться к новой для себя среде и учебной нагрузке.  

Как рассказала ГТРК «Лотос» кандидат психологических наук, доцент, руководитель психологической службы Астраханского госуниверситета Ольга Халифаева, период адаптации может длиться до полугода. Причём у каждого она проходит по-разному: кто-то быстро и легко приспосабливается к новым условиям, а для кого-то это серьёзное испытание.  

«Всё зависит от личностных особенностей каждого человека. Например, есть случаи, связанные со стрессом и тревогой. Студент не может привести себя в порядок, у него начинается тремор рук, повышенное потоотделение. Он начинает беспокоиться и для того, чтобы избежать различных ситуаций, начинает не ходить на занятия или сидит молча на них, ничего не отвечает, хотя на самом деле может быть готов.

А есть случаи с организацией, когда молодые люди не могут принять ответственность на себя, стать взрослыми и самостоятельными. Нарушают свой тайм-менеджмент. Вместо того, чтобы заниматься учебой, сидят в телефонах», - отмечает специалист.

Специалист дала несколько советов по тому, как ребятам облегчить себе первые месяцы учёбы. Для начала она рекомендует ставить чёткие цели, которые помогут организовать действия и дадут чувство направления и мотивации:

  •  разбейте большие цели на маленькие шаги. Это поможет избежать чувства перегрузки и даст возможность отмечать небольшие достижения;
  • регулярно пересматривайте свои цели. Периодически оценивайте свой прогресс и корректируйте цели по мере необходимости;
  • записывайте свои цели. Ведение дневника поможет вам визуализировать свои цели и отслеживать прогресс.

Немаловажным фактором в процессе адаптации является и здоровый сон, поскольку во время него происходит восстановление клеток, укрепление иммунной системы и обработка информации, полученной за день, говорит эксперт.

Вот несколько рекомендаций по улучшению качества сна:  

  • ежедневно ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время, в том числе и в выходные; 
  • создайте комфортную обстановку. Убедитесь, что ваша комната тёмная, тихая и прохладная;
  • избегайте экранов телефонов, компьютеров, телевизоров за час до сна. Синий свет может нарушать выработку мелатонина.

Кроме того, психолог поделилась несколькими упражнениями для снятия тревоги и напряжения, которые она применяет в своей работе

  • мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счёте. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счёте, то начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут;
  • руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь, а затем запомните свои ощущения. Далее повторите упражнение левой рукой. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя;
  • Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз: вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так: вдох - пауза – выдох. Начинайте с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно, необходимо следить за результатом и по нему ориентироваться. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим: вдох – выдох – пауза. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

Ольга Халифаева также считает, что поддержка родителей может способствовать успешной адаптации первокурсника. По её словам, важно помочь выявить корень проблемы, который может крыться в страхе перед новым коллективом, высокой конкуренцией или отсутствии мотивации из-за неправильно выбранной профессии, на которой, возможно, настояли родители. А затем совместно найти решение.

«Например, может быть, он боится своих одногруппников. Вот он был в школе звездой, все его любили, холили, лелеяли, говорили, какой он прекрасный и замечательный, а тут пришло 30 таких звезд, и все хотят выделиться. И начинается внутренняя борьба, конкуренция за лидерство. И тот человек, который имеет более низкий уровень притязания, начинает сдавать свои позиции. Это приводит к тому, что он, возможно, досрочно заканчивает обучение или учится не так как бы мог учиться. Так что обычный совет родителям –  принимать и поддержать. Всё зависит от того насколько родители смогут поддержать своё чадо», –  рекомендует психолог.

В свою очередь, в вузах и ссузах работают психологические службы для помощи первокурсников в адаптации. К примеру, в АГУ психологи проводят специальные мастер-классы, семинары и тренинги, где студенты знакомятся друг с другом, учатся конструктивному общению, разрешению конфликтов, а также различным техникам управления стрессом и тревогой.   

Также они могут посетить специалиста для индивидуальных консультаций.

«Работая долгие годы в вузе могу сказать, что сейчас сложилась такая тенденция на то, что многие студенты, чувствуя, что не могут самостоятельно справится с проблемой, не идут к подружкам, друзьям на кухню поговорить, а приходят к психологу на консультации. Это очень хорошо», – отмечает Ольга Халифаева.