Восемь буддийских икон вернулись в картинную галерею Астрахани после реставрации

Год культурного наследия народов России в картинной галерее в Астрахани начался с возвращения восьми буддийских икон. Плановая реставрация предметов искусства коллективом научно-реставрационного центра имени Грабаря проводилась в течение года.

Танка, тхангка или кутханг − всё это название традиционной буддийской иконы. В переводе означает свиток, потому что изображение наносили на льняную или хлопчатобумажную ткань. Для того чтобы полотно не потеряло свой вид, его грунтовали раствором мела и животного клея. Примечательно, что создавать такие иконы могли только буддийские монахи. Изображали они в основном канонический сюжет.

«Они и колористически более сложно выстроены, и композиционно. С такими чёткими проработками, с деталями, с применением даже в нашем случае водорастворимой золотой краски. Это тибетская икона», − рассказывает главный хранитель Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина Татьяна Макарова.

Восемь таких икон уже 100 лет хранятся в фондах Астраханской картинной галереи. Сотрудники предполагают, что они являются предметом одной коллекции и поступили в музейное собрание от частного лица.

«По составу эта коллекция состоит из бурятских, калмыцких и одной очень редкой тибетской иконы. Поступили произведения в наши фонды в 1921 году, ещё до войны. К сожалению, не сохранилось в архивных материалах, от какого конкретно коллекционера», − говорит Татьяна Макарова.

За это время на иконах появились разрывы, обширные потёртости, и начала отпадать краска. Для устранения недостатков тханкги были отправлены в научно-реставрационный центр имени Грабаря. В течение года художники работали над предметами искусства. Особое внимание уделили иконе с изображением "белого старца" Цаган Эбугена. Картон, на котором держалось изображение, настолько деформировался, что реставраторам пришлось полностью его заменить.

«Коллеги приняли решение раздублировать − так правильно называется этот процесс. То есть снять разрушающийся картон, который стягивает полотно иконы и сдублировать на более тонкую ткань, чтобы сохранить и придать произведению законченный вид», − объяснила Татьяна Макарова.

Отреставрированные буддийские иконы сотрудники картинной галереи планируют постепенно выставлять в экспозиции "Восточного кабинета" отдела зарубежного искусства в течение всего года, который указом президента объявлен годом культурного наследия народов России.